ГБУК г. Москвы «Московский театр Эстрады»

Балет

Лебединое озеро

Лебединое озеро

 4 марта

Приглашаем вас на незабываемый вечер, посвященный величайшему произведению П.И. Чайковского - балет «Лебединое озеро» в исполнении всемирно признанного Московского государственного академического театра «Русский балет» под руководством Народного артист СССР Вячеслава Гордеева.Театр радует своим творчеством российскую и зарубежную публику уже 40 лет. Искушенная московская театральная публика и гости столицы не останутся равнодушными и насладятся гениальным произведением и высоким мастерством артистов театра. Это не просто спектакль, а настоящая культурная одиссея, полная драматических поворотов и исторических открытий!

Мероприятие
Балет
Начало
19:00
Продолжительность
в 2-х действиях, 4-х картинах
Возрастное ограничение
6+
Организатор
АНО «ЦРП «РусАрт»


Именно Иванов и Петипа увидели в «Лебедином озере» нечто большее, чем казенную сказку, которыми был наводнен репертуар Императорских театров. Несмотря на вечное противостояние с публикой и прессой, это были мастера, поднявшие профессиональный уровень хореографии и поставившие свое искусство с веком наравне. Их «Лебединое озеро», которое появилось в середине 1890-х было создано классическими средствами, но созвучно главным темам модернизма – теме подлинности и мнимости, темной стороны прекрасного, преодоления искушений и верности мечте.

После Иванова и Петипа, не избежавших своей доли замечаний, как от почитателей Чайковского, так и от блюстителей балетных канонов, инициатива более глубокого прочтения «Лебединого озера» перешла к москвичам. Правда, принес ее в Большой театр петербуржец – ученик Петипа Александр Горский. В Москву, назначение в которую тогда обычно рассматривали как провинциальную ссылку, он сбежал сам, чтобы подальше от учителя получить право на эксперимент. Как раз благодаря четвертьвековой деятельности Горского Большой театр вернул себе самостоятельное художественное лицо. В то время, когда русский балет массово устремился под знамена Дягилева в Париж и Лондон, Горский проводил в Москве невероятные эксперименты, сближавшие его поиски с деятельностью молодого и энергичного Художественного театра. В самом начале своего пути, в 1901 году, хореограф воспроизвел в Большом театре спектакль Иванова и Петипа, который сохранялся в репертуаре 18 лети был показан 116 раз. Однако поворотным в судьбе «Лебединого озера» было решение Горского привлечь к сотрудничеству в качестве режиссера спектакля Владимира Немировича-Данченко, который помог ему превратить балет в хореодраму. Эта версия выдержала всего пять представлений, но, обогнав время, положила начало новому направления в балете, которое восторжествовало в середине ХХ века. А.Горский, отказавшись от наиболее радикальных приемов, создал новую редакцию спектакля, долго и успешно жившую в Большом театре.

Следы постановки Горского можно и сегодня найти в петербургской версии «Лебединого озера». Эта же постановка стала основой для легендарной постановки Асафа Мессерера и Евгении Долинской. На московской сцене эта версия продержалась до 1975 года. В ней блистали Марина Семенова и Галина Уланова, Майя Плисецкая и Раиса Стручкова, а также танцевали приглашенные западные балерины, среди которых была англичанка Берилл Грей.

Однако подлинным рекордсменом оказался Юрий Григорович – его «Лебединое озеро» идет с 1969 года. Вторая, «лебединая», картина в нем сохранилась в хореографии Льва Иванова, па де труа первой картины и танец Больших лебедей – дань уважения мастерству Горского, но в старинном балете хореограф нашел новые темы. Для него главным героем драмы стала не заколдованная в лебедя девушка, а принц. Именно в душе Зигфрида, который является воплощением рыцарской доблести, происходит битва добра и зла, светлого и темного начала, символом которого является Злой гений. Эта постановка, неоднократно отредактированная самим Григоровичем, когда-то стала новым словом в балете. Теперь она признана классической.

Создатели:

Художественный руководитель Народный артист СССР Вячеслав Гордеев
Либретто Владимира Бегичева, Василия Гельцера
Хореография Льва Иванова, Александра Горского, Мариуса Петипа, Вячеслава Гордеева
Постановка Вячеслава Гордеева
Художник-постановщик Игорь Нежный
Художник по костюмам Татьяна Тулубьева